| В преддверии Форума «Микроэлектроника-2021» — главного события для отечественных разработчиков микроэлектронных компонентов, мы обсудили ситуацию и последние тенденции в отрасли с Захаром Константиновичем Кондрашовым, генеральным директором АО «НИИМА «Прогресс».
— Разрешите вначале поговорить о главной теме интервью — об участии АО «НИИМА «Прогресс» в Форуме «Микроэлектроника-2021». Возглавляемый вами институт известен как главный российский дизайн-центр в области разработки навигационных приемников, СБИС специального назначения, контроллеров и СВЧ-компонентов. Какие интересные доклады и анонсы новых проектов вы приберегли для 7-й научной конференции «Электронная компонентная база и микроэлектронные модули»?
— Да, действительно Институт является одним из организаторов научной конференции, которая за семь лет масштабировалась до Всероссийского форума — события Федерального значения для всей микроэлектронной отрасли, и к этому ключевому мероприятию мы подходим с большим уважением и ответственностью!
В 2021 году принято решение провести Форум в городе Алуште. Удалось создать формат мероприятия, в рамках которого происходят встречи и тесное взаимодействие ведомств и потребителей, отвечающих за развитие микроэлектроники в нашей стране. Что самое главное — в результате этих встреч рождаются комплексные проекты, которые носят прикладной характер и потом с успехом реализуются.
В этом году пройдет два пленарных заседания. «Классическое» пленарное заседание с участием министерств, ведомств и ведущих институтов страны будет открывать мероприятия Форума. Во второй день нас ждет «Научное пленарное заседание», после которого предусмотрен ряд дискуссий.
Также из нововведений — семь полноценных дней на живописном побережье полуострова. Разрабатывается досуговая программа для участников, чтобы каждый смог насладится природой, историческим наследием и гастрономией Крыма.
Что касается новых проектов, «Прогресс» презентует новую разработку «КОНСУЛ» — это комплексированная навигационная система услуг локации, которая обеспечит геопозиционирование объектов в условиях плохого приема или полного отсутствия сигналов ГНСС (глобальных навигационных спутниковых систем), а также в условиях подавления навигационного сигнала или его спуфинга. Проект уникальный для нашей страны, и в ближайшем будущем он станет неотъемлемой частью беспилотной и автономной навигации.
— Форум «Микроэлектроника», среди основателей которого был «Прогресс» и к развитию которого институт прикладывает много усилий, ежегодно прирастает новыми секциями, расширяя обсуждение технологий и перспективных проектов. Есть ли еще не охваченные темы, которые в будущем вы считаете необходимым добавить в программу Форума в виде отдельных секций?
— Я бы обязательно выделил секцию для докладов на тему робототехники — в частности, беспилотные автомобили или ЭКБ для беспилотных автомобилей, беспилотное судоходство и летательные аппараты.
В ближайшем будущем сохранится тенденция перехода на электромобили, а это влечет за собой создание новой электронной компонентной базы, что открывает перспективные возможности развития компаний в сфере микроэлектроники.
Тренды авторынка сегодня — это «Подключенные автомобили», то есть транспортные средства, подключенные к тем или иным информационным системам.
Автомобильная электроника в разных ее представлениях будет стремительно развиваться, необходимо выходить на рынок с предложением для автомобилей, которые появятся через 10–20 лет. Это будут движущиеся объекты, генерирующие информацию и кардинально отличающиеся от автомобилей сегодняшних, с этими технологиями нужно будет не просто работать, но и развивать их.
Беспилотный транспорт приведет к изменению всей дорожной инфраструктуры. Уже сейчас появляется множество направлений, таких как автономное зрение, технологии взаимодействия «машина — машина», «машина — дорога», целый пласт новых технологий и знаний. Появляется большой рынок сбыта для изделий микроэлектроники, новая ЭКБ как для дорог, так и для автомобилей. Серьезный тренд сегодня представляет собой и «зеленая энергетика», поэтому нужно создавать либо оптимизировать компоненты с учетом меньшего энергопотребления для сокращения влияния на окружающую среду.
— Какие новые продукты, в том числе исследования, наработки, НИОКРы и услуги сторонним организациям, вы могли бы выделить за прошедшее с момента последней конференции время? О каких из них расскажут на конференции сотрудники компании?
— Нужно признать, что в связи с пандемией 2020 года, повлекшей за собой кризис во многих мировых отраслях, в том числе и в микроэлектронике, какого-то большого скачка в расширении продуктовой линейки в этом году у нас нет. Мы продолжаем развивать наши традиционные направления, в частности навигацию, планируем создание электронной компонентной базы для «Интернета вещей». Также из крупных достижений следует отметить, что мы приступили к разработке комплексной системы услуг локации «КОНСУЛ». Планируем создание ЭКБ для новых направлений в робототехнике. Разрабатываем микроконтроллеры для автомобильной электроники.
— В своих разработках СБИС специалисты компании ориентируются на технологические возможности российских производителей или их ничего не ограничивает, и они могут ориентироваться на самые передовые мировые технологии?
— В период глобализации и гонки технологий самыми важными ресурсами для любой страны являются инновация, информация и скорость. Российские разработчики, в том числе и сотрудники нашего института, ориентируются на мировые тенденции в технологиях, но при этом мы всегда в фокусе внимания держим отечественное технологическое развитие.
При появлении конкурентоспособных технологий на территории Российской Федерации мы естественно переходим на них. Эту тенденцию вы можете наблюдать в большом секторе разработок, для которых государство требует применения отечественной ЭКБ. Мы готовы перевести микроэлектронную продукцию на отечественные площадки, но здесь есть ряд комплексных вопросов, требующих решения.
— Возникший дефицит чипов на мировом рынке играет на руку компании или, напротив, порождает трудности?
— Это скорее трудность, чем преимущество, причем для всего мирового сообщества, как разработчиков, производителей, так и для потребителей. Стоимость комплектации растет, увеличиваются сроки поставки. В России есть фабрики — производители чипов, но на данный момент они не могут удовлетворить все потребности отечественных компаний.
— Одной из самых горячих тем сегодня является связь 5G. Мы знаем, что ваш институт работает над элементной базой 2G–4G. Какие планы у института в части проектирования модулей 5G для закрытия потребностей отечественных операторов и других заказчиков этой продукции?
— Мы работаем над этим. Наши специалисты изучают литературу, делают подборку материалов и разработок, проводится сравнительный анализ. Вся эта критическая масса знаний — необходимый задел для разработки и проектирования отечественной элементной базы модулей 5G.
— Для того чтобы производство сегодняшней передовой микроэлектроники было выгодно, требуется выпуск массовых серий. В то же время потребность российского рынка относительно невелика. Как быть в этой ситуации?
— Хороший вопрос! Становиться конкурентоспособным и выходить на мировые рынки. Государственные меры поддержки — это, конечно, хорошо, но все это временная помощь, которая дана для укрепления и развития отрасли. Мы должны воспользоваться таким благоприятным периодом, чтобы окрепнуть и создать сильную основу, на базе которой наши разработки смогут достойно конкурировать с мировыми аналогами.
— Каковы, на ваш взгляд, основные драйверы развития мирового рынка электроники, есть ли в этом смысле у российского рынка своя специфика и возможно ли создать для нашей продукции спрос на глобальном рынке? Как раз недавно Алексей Кудрин высказался очень четко по этой теме: «Нужно, чтобы у нас были те товары, которые вдруг захотели купить во всех странах, как iPhone. Мы должны что-то для мира создать». Каков ваш взгляд на возможность создать что-то в области микроэлектроники, что захотят купить везде?
— Если говорить о российской специфике рынка, на мой взгляд, она совпадает с мировыми тенденциями. Эпоха смартфонов, которые длительное время являлись драйверами, уже в прошлом. Они естественно займут свое почетное место в истории развития микроэлектронного рынка и продолжат так же активно использоваться в повседневном обиходе, но уже не будут двигателем развития.
Драйверы? На данный момент — это искусственный интеллект, новые способы обработки и хранения данных, робототехника, электромобили и персонализированная медицина, цифровизация всего и вся, которая в свою очередь рождает большой спрос на полупроводники.
Источник: industry-hunter.com